Институт «Турпомощи» ещё будет совершенствоваться
Конец апреля и начало мая для туристического рынка страны выдались непростыми. В этот период произошёл ряд инцидентов с российскими туристами: забастовка персонала в отеле Savita Resort & Spa в Шарм-эль-Шейхе, задержки рейсов и выдачи виз. На «Турпомощь» обрушился шквал звонков, в объединение поступило более 200 обращений от туристов. О том, как преодолела Ассоциация этот этап, механизмах работы объединения и планах мы говорим с главой Ассоциации «Турпомощь» Вячеславом Басовым.
- Вячеслав, в праздники с российскими туристами произошло несколько неприятных инцидентов. Как «Турпомощь» работала в этот период и можно ли считать произошедшие события первой проверкой для Ассоциации?
- Действительно, за первые дни нашей работы в «Турпомощь» обратились более 200 человек. Звонки начали поступать 30 апреля от туристов из отеля Savita Resort & Spa в Шарм-эль-Шейхе, которые пожаловались на то, что остались без еды и питья из-за забастовки персонала гостиницы.
Однако больше всего звонков было связано с задержками рейсов. К примеру, около 50 российских туристов 1 мая не смогли вовремя вылететь из Москвы в Анталью по причине овербукинга. Мы объяснили туристам, что «Турпомощь» оказывает содействие только в экстренных ситуациях, когда турист находится за рубежом. Кроме того, из-за овербукинга возникли проблемы с вылетом у туристов в Таиланде. Звонили также путешественники, не получившие вовремя визы в Италию. Но у этих туристов была оформлена страховка от невылета и туроператор планирует выплатить им компенсации за несостоявшийся отдых.
Стоит отметить, что все проблемы наших туристов благополучно разрешились, благодаря активному содействию участников рынка. Хотя эти случаи не входят в компетенцию «Турпомощи», мы постарались сделать всё возможное для помощи туристам, плотно взаимодействовали с туроператорами и благодарим за сотрудничество «Пегас Туристик», Coral Travel, «Библио Трэвел» и АТОР. Не могу сказать, что прошедшие события стали серьёзной проверкой для объединения, это обычный рабочий процесс.
- Каким образом будет действовать «Турпомощь», когда возникнет действительно экстренная ситуация?
-Ассоциации отведена, прежде всего, техническая роль. «Турпомощь» должна быстро отреагировать на сигнал, который поступил от туристов, определить, относится ли он к компетенции объединения, а в случае необходимости оказания экстренной помощи будут подключены крупные туроператоры и органы власти. После разрешения вопроса Ассоциация возместит участникам процесса понесённые расходы. Мы рассчитываем, что операторы, виновные в ситуации, поведут себя добросовестно, будут оказывать содействие и предоставят всю необходимую информацию.
Первый год будет экспериментальным для объединения. Определить степень нашей готовности, выявить слабые и сильные стороны системы действий станет возможно только после того, как все механизмы будут отработаны на практике. Совершенно точно, что институт «Турпомощи» ещё будет совершенствоваться.
- Сколько сотрудников состоит сегодня в штате Ассоциации?
- На данном этапе в штат «Турпомощи» входят 5 человек. Это директор, два заместителя, помощник руководителя и секретарь. Для той работы в туризме, которую необходимо сейчас провести, такого количества вполне достаточно. При этом объединение не исключает, что в случае необходимости будут привлекаться дополнительные сотрудники.
- Решение, каких задач для Вас приоритетно?
- Моя позиция - это экономия во всём. Я настроен на снижение взносов в компенсационный фонд, уменьшение количества средств на содержание организации. В связи с этим мы постараемся максимально эффективно использовать все имеющиеся на сегодняшний день у объединения средства, возможности и ресурсы.
- Какое содействие представители рынка могли бы оказать Ассоциации в период её становления?
- Хотелось бы, чтобы туроператоры и турагенты качественно информировали туристов о функциях и роли «Турпомощи». Сейчас в разгар отпусков это особенно актуально. «Турпомощь» получила резонансную рекламу и боюсь, не все туристы понимают, что возможности «Турпомощи» довольно узкие и не выходят за рамки законодательства о туризме. Согласно правилам оказания экстренной помощи, в зону действия Ассоциации входит обеспечение оказавшихся в сложной ситуации путешественников жильём, питанием, организация перевозки, а также оказание юридической и в случае необходимости медицинской помощи. Туристы должны чётко понимать, что специализация «Турпомощи» заключается в предоставлении помощи в случае банкротства туроператора. В связи с этим обращения по поводу слишком громкой музыки в соседнем номере отеля и другие подобные случаи рассматриваться не будут.
- Сколько компаний вошло в «Турпомощь» на данный момент?
- Сейчас в «Турпомощь» уже вступило около 1600 компаний, но список ещё не закрыт, - мы продолжаем принимать в объединение новых членов. Думаю, что в итоге в Ассоциацию войдут порядка 1700 компаний.
Справка TRN: Вячеслав Басов занимает должность директора объединения «Турпомощь» с конца марта 2013 года. Его кандидатуру на этот пост предложил глава Ростуризма Александр Радьков.
Вячеслав Басов имеет экономическое образование, в туристическом бизнесе никогда не работал, после окончания университета служил в органах внутренних дел в подразделении по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, затем работал в банковской сфере.
Александр Радьков считает, что одно из главных преимуществ нового директора – неангажированность и знание законов экономической безопасности.